Герой Советского Союза.

   Максимча Иван Васильевич родился 14 сентября 1922 года в деревне Николаевка Миякинского района БАССР, в семье крестьянина. С детства и все юные годы работал в колхозе.

      В 1940 году окончил уфимский аэроклуб, а  в  1941 году Тамбовскую школу авиапилотов.

      Призван в Советскую армию в 1941 году Кировским райвоенкоматом г. Уфы.

      Командир эскадрильи 810-го штурмового авиационного полка (225-я штурмовая авиационная дивизия, 15-я воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт), капитан И. В. Максимча к январю 1945г. совершил 136 успешных боевых вылетов.

        Разрешите мне зачитать выписки из наградного листа на И. В. Максимча:   «…В боях с немецкими захватчиками показывает образцы мужества и героизма. В каждом боевом вылете проявляет настойчивость и смелость, нанося большой урон врагу».

      Товарищ Максимча от рядового летчика вырос до командира эскадрильи. Летает в трудных метеорологических условиях на разведку в качестве «охотника» в тыл противника на 30-50 км. В совершенстве овладел радиосвязью, производил фотографирование важных объектов, целей как на переднем крае, так же и на аэродромах, доставляя  командованию разведданные. За это время товарищ Максимча лично уничтожил : танков – 4, автомашин – 30, паровозов – 1, самолетов на земле – 3, вагонов – 11, подвод – 30, орудий ПА – 10, орудий ЗА  - 10, складов разных – 4, цистерн – 1, 551 солдата и офицеров противника.

       За короткое время, т.е. с 14.09.44г., эскадрилья произвела 250 успешных боевых вылетов и при этом уничтожила : танков – 4, минометов – 4 и 315 солдат и офицеров противника.

       03.08.43г.штурмовыми и бомбардировочными действиями в составе группы 6 самолетов уничтожал отступающие колонны противника по дороге Орел – Нарышкино. Во время атаки самолет товарища Максимчи был сильно поврежден огнем ЗА противника – отбит элерон, побиты плоскости, перебита тяга руля поворота. Сам был тяжело ранен . При выходе из атаки группа была атакована 4 истребителями противника ФВ – 190. Самолет товарища Максимчи был атакован 2 ФВ – 190, одного из них воздушный стрелок сбивает. Машина была трудно  управляема. Истекая кровью, привязав ручку ремнем к борту самолета, самолет довел до аэродрома и мастерски посадил. В этом бою товарищ Максимча лично уничтожил : несколько машин, подвод с грузом – 1, до 10 солдат и офицеров противника.

      25.01.44г.штурмовыми и бомбардировочными  действиями группа из 4 самолетов уничтожила железнодорожные эшелоны на станции Маево… В этом бою товарищ Максимча уничтожил : 10 вагонов , до 20 солдат и офицеров противника.

      27.02 .44г. штурмовым ударом группа из 12 самолетов произвела налет на аэдродром противника Идрица, где было уничтожено : самолетов на земле – 20, взорван склад с горючим. Товарищ Максимча , лично отражая воздушного противника и умело маневрируя в зоне зенитного огня, уничтожил 3 самолета.

      26.08.44г. действуя в районе Страссный-Пыэжены, группа из 6 самолетов наносила удары по опорным пунктам переднего края обороны противника, в результате чего наземные части выполнили поставленную задачу по прорыву оборонительного рубежа противника. Лично сам товарищ Максимча в этом бою уничтожил:  одно орудие ПА и подавил огонь одной батареи ЗА…

       А вот как сам Иван Васильевич вспоминает один из эпизодов боевых действий: «Выполняя боевое задание в составе четверки на штурмовку укрепленного рубежа противника, где находилось большое скопление живой силы и техники, наша группа была встречена сильным заградительным огнём зенитной артиллерии, но мы всё же пробились. Вышли на заданную цель и с ходу произвели атаку.

       Весь бомбовый груз был сброшен точно в цель, в результате произошло несколько взрывов, в этом месте находились немецкие танки на заправке. При выходе из атаки, в момент разворота на высоте не более ста метров с опушки леса по моему самолёту ударила батарея зенитной артиллерии, мой самолёт одновременно принял три удара. Первый- в боковое и лобовое стекло, в результате чего заклинило кабину, второй удар пришелся по кабине стрелка, была разбита нижняя часть обшивки самолёта, ноги стрелка радиста повисли в воздухе, в это время ему прострелили их, он удерживался в кабине, повис на ремнях парашюта. Третий удар пришелся по левому крылу, и самолёт с левого разворота стала перевёртывать на бок. Я дал команду стрелку выбрасываться на парашюте, но он сказал, что ранен, чтобы спасался я сам, а его бросил вместе с машиной. Ни самолёта, ни товарища я не оставил. С большими усилиями  пришлось выравнивать самолёт, так как было повреждено управление, всё же я взял курс на свою территорию, а при перелете линии фронта нас атаковали немецкие истребители, удар пришёлся по хвосту, была перебита тяга управления рулей высоты, самолёт полностью стал неуправляемым- это на высоте 10 метров. Моя  кабина  была заклинена, самолет резко шел на снижение и с работающим мотором ударился о землю. В момент удара стрелок-радист Николай Алешин и хвост самолета оказались в метрах 15-ти впереди кабины, оторвались крылья, мотор, осталась моя кабина, она бронированная, с которой при ударе я пять или шесть раз перевернулся, о чем не знал сам, только когда пришел в сознание, мне об этом рассказывали солдаты-пехоты, которые нам с Алешиным оказали помощь».

      Командование фронтом высоко оценило заслуги Максимчи Ивана Васильевича перед Родиной. За штурмовку вражеских аэродромов, эшелонов противника, их техники и живой силы, за взрывы железнодорожных мостов  и уничтожение зенитной артиллерии противника, за неоднократное участие в прорыве линии фронта он был награжден тремя орденами «Красного Знамени», орденом Отечественной войны первой степени, орденом «Красной Звезды», ордена «Александра Невского» и рядом медалей. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 18 августа 1945г. ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

  После войны Иван Васильевич был вторым пилотом Ли-2 на Уфимском моторостроительном заводе, трудился в транспортном отряде Новосибирска, школе высшей летной подготовки, работал в других местах. И всюду оставил о себе добрую память.

 

      1946г. Уфимский мотостроительный завод ( 2-ой пилот на ЛИ-2).

      1948г. ГВФ 120 транспортный отряд, г. Новосибирск.

      1951г. ШВЛП (школа высшей летной подготовки) г. Ульяновск.

      1952г. 31 марта приказом ГУГВФ утвержден командиром корабля на ЛИ-2.

      1954-1958гг. командир корабля в МАП (Мин. Авиапромышленности) г. Иркутск.

      1966г. на персональной пенсии. Башкирский штаб гражданской обороны.

      26 апреля 1985г. Иван Васильевич ушел из жизни.

      Имя И. В. Максимчи занесено на мемориальную доску Героев Советского Союза выпускников уфимского аэроклуба.

      В селе Киргиз-Мияки его именем названа одна из улиц.

      В городе Уфе, на доме, где жил И. В. Максимча, а также на стене Ново-Мировской средней школы установлены мемориальные  доски.

      Ново–Мировская средняя школа носит имя И. Максимчи.                                       

 

Руководитель музея МОУ СОШ им. И. Максимчи д. Новый Мир Кабыш Любовь Максимовна.

15.05.2003

Сайт управляется системой uCoz